Особенности охраны магазинов

Профессиональная охрана ЧОП САРМАТ

Охрана магазинов классифицируется по перечню ABC (Где А — означает «охрана», В — «безопасность», С — «услуги»), как стационарные объекты, требующие охрану, обеспечение безопасности персонала и клиентов, а также оказание услуг со стороны охраны.

Обеспечить безопасность магазинов поможет комплекс охранных мероприятий в основном предупреждающего характера. Практика показала, что эффективной может считаться лишь такая организация охраны магазинов, которая не позволяет преступникам найти незащищенные места в режиме охраны объекта, и дает возможность пресекать преступные действия на самой ранней их стадии.

Для правильного выбора способа охраны магазина сотрудники ЧОП «САРМАТ» учитывают: информацию о самом объекте, характере продаваемых товаров, данные о персонале, оперативную обстановку вокруг магазина — все это, бесспорно, будет влиять на выбор приемов и средств охраны, организацию режима охраны, используемые на объекте технические средства охраны.

Кроме того, необходима специальная подготовка сотрудников охраны для использования тактических приемов и технических средств охраны магазинов. К примеру, в небольших продовольственных магазинах достаточно только физической охраны в небольшом количестве у кассы и на входе (выходе). В магазинах с большими площадями, помимо охраны, непосредственно находящейся в зале, уже обязательно наличие видеосредств и сотрудников охраны у мониторов, контролирующих обстановку в торговом зале и вне его.

В больших супермаркетах сотрудники охраны в гражданской одежде и под видом посетителей супермаркета контролируют клиентов в торговом зале. Существуют и другие приемы и методы контроля.

На выбор приемов и средств охраны магазинов оказывают влияние:

  • возможные приемы и способы преступных посягательств на данный магазин;
  • характеристики технической оснащенности охраны и ее уязвимых мест, известных только охране;
  • наличие или отсутствие на объекте средств охранно-пожарной сигнализации;
  • конструктивные особенности магазина и его размещение в промышленно-хозяйственной или жилищной зоне;
  • режим и характер работы охраняемого магазина, имеющиеся на объекте ценности, их размещение и др.;
  • количественные и качественные характеристики сил охраны;
  • вооружение и техническая оснащенность сотрудников охраны и ряд других факторов.

Решающее значение для организации охраны магазинов имеет квалифицированный подбор: подготовка и расстановка кадров и средств охраны, сбор и анализ информации о состоянии режима охраны магазина, а также постоянный контроль за работой всей системы охраны.

Документация на объекте типа ABC

Обязательными документами являются:

  • копия лицензии охранной фирмы;
  • копия договора об оказании охранных услуг между охранной фирмой и заказчиком;
  • копия разрешения на право использования специальных средств фирмой;
  • копия разрешения на право использования средств связи;
  • сертификаты на технические средства охранного назначения;
  • список сотрудников охраны;
  • инструкция о порядке выполнения служебных обязанностей сотрудниками фирмы (эта инструкция разрабатывается с учетом оценки, проведенной в ходе осмотра объекта и размещения зон охраны);
  • положение о пропускном режиме охраняемого объекта;
  • журнал приема-сдачи дежурств на объекте сотрудниками охраны;
  • журнал учета выноса материальных ценностей и ряд других.

К вспомогательным документам мы рекомендуем отнести:

  • положение о внутреннем трудовом распорядке охраняемого объекта (это положение очень важно для сотрудника охраны в его работе с посетителями и сотрудниками объекта в нерабочие дни);
  • план-схему охраняемого объекта с прилегающей к нему территорией (на этой схеме должны быть отмечены все зоны охраны, а также указанны места размещения средств пожаротушения и видеоконтроля);
  • график несения службы на объекте;
  • образцы служебных удостоверений и временных пропусков охраняемого объекта;
  • список телефонов (служебных, домашних) руководителей охраняемого объекта, коммунальных служб, ближайшего органа внутренних дел и обязательно оперативного дежурного охранной фирмы.

Эта служебная документация должна храниться в папках, и доступ к ней посторонних лиц должен быть ограничен.

Чтобы оснастить магазин эффективной системой безопасности, прежде всего надо знать, от кого (или от чего) защищаться. А потому охранные службы и персонал магазинов тщательно изучают все случаи и даже попытки воровства: кто крадет и как. Существуют стандартные способы, известные каждой торговой точке, но есть и особые случаи, которые становятся легендарными и передаются из уст в уста.

КАТЕГОРИИ ВОРИШЕК

«Профессионалы»

Те, кто ведут статистику краж в своем магазине, подразделяют похитителей на несколько категорий. У каждой их них, оказывается, — свои особенности поведения, мотивы, побуждающие к кражам, и приемы.

Первая — это «профессионалы»: те, кто крадут для того, чтобы нажиться. Воровство — это их профессия, часто — основной источник дохода. Как правило, они уже имеют по несколько судимостей за подобные мероприятия. К этой же категории относятся наркоманы, которых пагубная зависимость вынуждает заниматься воровством постоянно. Возраст же профессиональных похитителей может быть любым — кражами промышляют и подростки, и люди средних лет, и даже пенсионеры.

Берут они, как правило, что-то мелкое, но дорогое — то, что легко можно вынести и потом продать. Особой популярностью пользуются баночки с икрой или бритвенные лезвия.

Часто «профессионалы» приходят со специальными техническими средствами, самое распространенное из которых — кусачки для снятия ярлыков. Есть у них и особые, уже отработанные приемы.

Методы у каждого из них — индивидуальные, подчас — очень хитроумные. Например, однажды антикражные ворота сработали, когда мужчина оплатил в кассе буханку хлеба, сырок и банку джин-тоника. Все это он нес в руках, при себе у него не было никакой сумки. При обыске, который провел милиционер, выяснилось, что мужчина был инвалидом — без ноги, а «хранилище» для краденого он устроил в протезе. Сделав дырку в кармане брюк и отверстие в протезе, он опустил туда 6 баночек с икрой. Небольшая же покупка была нужна, чтобы отвести от себя подозрения.

Другие же «профессиональные» воры, напротив, изображают состоятельных людей: хорошо одеваются, приобретают дорогие вещи. Но при этом сумма, на которую они крадут, всегда превышает стоимость покупки.

Многие «профессионалы» предварительно проводят подготовку товара к хищению: приходят, снимают с вещей защиту и уходят, не взяв их. А на следующий день, не вызывая подозрений долгим присутствием в магазине, выносят подготовленный товар. Часто они работают парами: входят в магазин независимо друг от друга, а там действуют так: один избавляется от защиты, а другой выносит товар.

Жертвы соблазна

Так условно называют тех, кого сбивает с пути истинного свободный доступ к товару. Крадут они редко, неумело и, как правило, спонтанно — привлеченные доступностью красивых вещей или вкусных продуктов.

Наиболее часто ими соблазняются дети — причем даже из обеспеченных семей. Как отмечают работники универсамов, начало детских каникул превращается для них в настоящее бедствие. Подростки, не знающие, чем заняться, бродят по магазинам, где обилие свободно лежащих товаров наводит их на мысль о краже. Их внимание привлекают жвачка, конфеты, лимонад, чипсы — все это нужно им не на продажу, а для себя. Чаще всего на подобном воровстве попадаются мальчишки, но случается — и девочки. В универсамах жертвы соблазна не только крадут, но и едят, и даже пьют: вино, пиво, соки. В конце дня продавцы часто обнаруживают в зале пустые бутылки и обертки из-под шоколадок. Но если такого человека удается поймать на месте преступления, его заставляют оплатить «обед».

Одежда является приманкой, большей частью, для женщин, чей возраст колеблется от 14 до 40 лет. Все они объясняют свои поступки тем, что слишком мало зарабатывают, чтобы хорошо одеваться. Метод краж у таких дам один: они берут в примерочную несколько вещей, одну надевают на себя, а остальное вешают на место и выходят. Иногда при этом они пытаются взломать защиту, иногда — нет. Таким образом крадут и костюмы, и платья, но наибольшей популярностью пользуется нижнее белье: случается, что надевают сразу по 5 комплектов.

Уличенные в воровстве, такие женщины часто пугаются и впадают в панику. Например, одна дама надела понравившееся пальто вместо своего и попыталась выйти. Но, услышав сигнал системы защиты от краж, она бросила похищенную вещь, убежала в зал и спряталась.

«Любители»

Данная категория является самой загадочной для сотрудников правоохранительных органов и работников охранной службы. Они, как правило, достаточно обеспечены и могут позволить себе купить даже больше того, что пытаются украсть. Единственный мотив, побуждающий их красть, — это жажда острых ощущений и азарт.

Что же может служить сигналом?

Естественно, в универсаме или универмаге, где одновременно может находиться больше тысячи покупателей, уследить за каждым невозможно. Но охранники знают особые признаки, по которым можно вычислить потенциального вора.

Например, подозрение вызывают люди, одетые не по погоде тепло. Ведь всем известно: чем больше одежды, тем легче спрятать украденное. Но ближе к зиме по этому признаку обнаруживать преступников становится труднее: все одеты примерно одинаково.

Подозрение вызывают также посетители, которые быстро передвигаются по залу, но ничего не покупают или проводят в магазине слишком много времени. Особое внимание при этом нужно уделять шумным компаниям.

Что дальше?

Чтобы уличить человека в краже, необходимо сначала доказать ее факт, — это знают даже дети. Хорошо, если воришка сам признается и выложит всю украденную продукцию: тогда работники магазина просят его оплатить товар и отпускают. Ребенка, попавшегося на краже, задерживают до приезда родителей. Если же покупатель не признается в содеянном, его приглашают в комнату для досмотра.

Как утверждают сотрудники служб безопасности в магазинах, попытки краж происходят каждый день, но многие из похитителей, поразмыслив, отказываются от мысли украсть товар и возвращают его на место. И именно это охрана считает своим главным успехом. Ведь основная цель, ради которой устанавливается самая передовая техника и подбирается надежный персонал, — не поймать как можно больше воров, а предотвратить кражи.

Предотвращение краж посетителями

По статистике наибольшим спросом у воров продовольственных магазинов пользуются винно-водочные и колбасные изделия, жевательная резинка, кофе и сопутствующие товары (хозяйственные и парфюмерные). В магазинах, торгующих промышленными товарами, существует тяга к специализированному ассортименту: автозапчастям, строительным товарам и т.д.

В любом случае предпочтение отдается товару мелкому или средних размеров, удобному для выноса с ценой, подходящей либо для продажи, либо для личного пользования с учетом повышения собственного статуса. Например, раньше человек покупал дешевый кофе, а теперь «для дома, для семьи» ворует дорогой.

Так как же предотвратить кражи в магазинах — и прежде всего кражи со стороны покупателей? Этот вопрос был и, к сожалению, остается одним из наиболее острых для работников прилавка.

Работникам магазинов самообслуживания необходимо лишь придерживаться нескольких основных правил:

  • Персонал должен быть обучен методам противодействия кражам.
  • Обращайте внимание на покупателей в мешковатой одежде или одетых не по сезону, с сумками, объемными пакетами, с детьми, колясками и т.п.
  • Требуйте от покупателей оставления приносимых с собой вещей в камере хранения.
  • Более тщательной проверке должны подвергаться товары, в которых можно спрятать другие, более мелкие товары.
  • Используйте легкоповреждаемые этикетки, наклеиваемые на единицу продукции.
  • Не наклеивайте этикетки на крышки банок.
  • Размещайте стеллажи с товаром и другое торговое оборудование так, чтобы они не загромождали торговый зал, обеспечивали свободный проход с инвентарем и хороший перекрестный обзор.
  • Ставьте стеллажи и прилавки так, чтобы любое место торгового зала просматривалось не менее чем с двух точек.
  • Регулируйте высоту оборудования, для дальних и «темных» углов используйте низкую выкладку продукции.
  • Не выставляйте дорогостоящие и легкопереносимые товары рядом с выходом из магазина.
  • Не выставляйте дорогостоящие товары в торговый зал без надлежащей защиты (замки, сигнализация) и в слабо контролируемое место с плохим освещением.
  • Контролеры, работающие в торговом зале, должны располагаться в таких местах, в которых видно не менее чем в двух направлениях.
  • Нельзя поворачиваться к покупателям спиной.
  • Всем покупателям при встрече взглядами смотрите в глаза.
  • Обратите внимание на освещение торгового зала, особенно в дальних углах и в районе расчетных узлов.
  • Не загромождайте зал большими рекламными плакатами и информационными стойками.
  • Не увлекайтесь зеркалами, они очень рассеивают внимание контролеров.
  • Мелкий дорогой товар (чай, кофе, жевательные резинки и пр.) располагайте ближе к расчетным узлам или в наиболее контролируемых местах.
  • Эффективно используйте видеонаблюдение. Рекомендуется также устанавливать муляжи видеокамер.
  • Используйте ограничители прохода, турникеты, односторонние калитки и др.
  • Контролеры должны постоянно перемещаться по торговому залу, а не стоять подолгу в одном месте.
  • Планировка некоторых магазинов, например, типовых универсамов, позволяет вести наблюдение сверху. Используйте этот шанс, вывешивайте также объявления о том, что наблюдение за залом ведется с галереи.
  • Наблюдение за покупателями должны вести не только контролеры, но и весь персонал, оказавшийся по делам в торговом зале.
  • Предусмотрите систему поощрений за задержание покупателей-воров.
  • Установите хороший контакт с территориальными органами внутренних дел и службой участковых инспекторов.

Карта охранных услуг ЧОП «САРМАТ»

Если при просмотре данного материала, у Вас возник собственный вопрос, то Вы можете воспользоваться сервисом консультаций по вопросам охраны и задать его в один из ниже предложенных разделов.

ТЕМЫ ОНЛАЙН КОНСУЛЬТАЦИЙ ПО ОХРАНЕ:

Актуальные статьи по вопросам безопасности
Действия при обнаружении возгорания на объекте
Услуги охраны в Москве
Работа телохранителем
Действия охраны при нападении на магазин
Охрана массового мероприятия
Отдельные вопросы охраны складов
Отдых за границей — правила безопасности